История швейной машины
История швейной машины — это увлекательное путешествие через время, отражающее развитие технологий и промышленности. Этот неотъемлемый атрибут в каждом доме начал свою историю более двух столетий назад, пережив множество трансформаций. От первых попыток автоматизации шитья до современных многофункциональных устройств — швейная машина претерпела значительные изменения, влияя на производственные процессы и бытовую жизнь. Давайте рассмотрим ключевые этапы истории создания и развития швейной машины, кратко осветим основные моменты, узнаем, как она превратилась из ручного инструмента в сложное электронное устройство, став неотъемлемой частью мира моды и кройки.
Ранние изобретения и первые патенты
Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения.
С 1755 до 1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов. Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести устройство Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что оно неработоспособно без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.
Первым, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила.
После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Эта модель была выпущена в количестве 80 экземпляров и в основном использовалась для нужд военных. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование.
В 1832 году читателей «Берлинской иллюстрированной газеты» поразило следующее сообщение: «Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики». Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.
Развитие швейной машины в 19 веке: изобретение Зингера
Новой вехой в истории создания швейной машины стало изобретения варианта с челночным стежком. Честь изобретения такого аппарата принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.
Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип — закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, — до сих пор используется в швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии.
Если вам будет интересно, как выглядела и работала эта машинка, то этот тип можно и сейчас встретить у некоторых бабушек. В народе ее называют по имени изготовителя — «Поповкой». Изготавливалась она в мастерских купца Попова под маркой «Singer», «Супруги Поповы», «Singer и Попов».
У этой модели челнок двигался вдоль машины, игловодитель — квадратного сечения, регулировка натяжения нити была самой примитивной. Как правило, в челноке нить проходила через дырочки и чем больше, тем сильнее натяжение.
Надо сказать, что при всех своих недостатках эти аппараты служат людям и поныне. Очень часто их используют при прошивке толстых кож (ремни) и брезента. К недостаткам можно отнести низкую скорость стачивания и плохую регулировку натяжения нити.
Ясно, что изобретение Гоу нуждалось в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.
В 1852 году Зингер продал свою первую швейную машину за 100 долларов, а в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество «Singer Company». Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому способствовало еще и то, что в 1856 году компания приняла уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863 году «Singer Company» продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи «Singer» появились во многих странах мира.
С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера — Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.
Электрификация и современные технологии
Электрификация стала значимым моментом в истории швейных машин, открывая новую страницу в их развитии. Этот период характеризуется переходом от механических моделей к электрическим, что знаменательно повысило эффективность и удобство использования аппаратов. С приходом электричества швейные машины стали более мощными и быстродействующими, что существенно упростило процесс шитья.
В контексте истории происхождения швейной машины важным этапом стало внедрение компьютерных технологий. Это позволило автоматизировать многие функции, такие как вышивка и автоматическая настройка параметров шитья. Современные модели оснащены сенсорными экранами, автоматическими системами регулировки натяжения нити и способны выполнять широкий спектр операций — от стандартного шитья до сложной вышивки.
Благодаря этим инновациям швейные машины стали более доступными и привлекательными для широкого круга пользователей, ими пользуются как домашние мастерицы, так и профессионалы в области текстильной промышленности. Электрификация и внедрение новейших технологий значительно расширили возможности швейных машин, сделав их неотъемлемой частью современного мира моды и текстиля.
Почитать популярные вопросы и ответы на них можно тут.